ногайский информационный сайт 
 Ногай шоьлим
 www.noghay-halk.narod.ru 
 ___________________________________________________________
| чат | форум | гостевая |

главная история литература личности новости родина мой род фото

 .::New! photo: 
  
 
  
   
  

 ..::cчётчик: 
   
 
  
  
  

 ..::погода: 
  
 
ФОБОС: погода в г.Нефтекумск
  
   
  

 .::партнерка: 
  
 
  
   
  

 .::wmlink.ru: 
  
 
  
   
  

 ..::новости 
 
 


На правах доклада:


Доклад на тему: ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ У НОГАЙЦЕВ.СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ


УЙСЕНБАЕВ АРСЛАН АБДУРАХМАНОВИЧ
Кандидат исторических наук

а. Тукуй – Мектеб
ул. Эдиге, №3
Нефтекумский район
Ставропольский край
Российская Федерация

2007 г.


Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. М.В. Ломоносова

На правах рукописи

УЙСЕНБАЕВ Арслан Абдурахманович

ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ У НОГАЙЦЕВ. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Специальность : 07.00.07 - этнография

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

МОСКВА - 1992

Работа выполнена на кафедре этнографии исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Научный руководитель – доктор исторических наук,профессор Г.Е. Марков

Официальные оппоненты – доктор исторических наук,
профессор Б.В. Андрианов,
кандидат исторических наук
Р.К. Сатлыкова

Ведущая организация – Карачаево – Ногайский НИИ

Защита состоялся «26» октября 1992 г. В 16:00 час. на заседании Специализированного Совета К-053.05.29 по археологии и этнографии в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Адрес: г. Москва, Ленинские горы, 1 – ый корпус гуманитарных факультетов МГУ, Исторический факультет;5-ый этаж, ауд. №550.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А.М. Горького (Ленинские горы, 1 – ый корпус гуманитарных факультетов МГУ).

Ученый секретарь Совета,
кандидат исторических наук,
доцент
Л.Б. Заседателева

Общая характеристика работы

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: В цели, как познавательной, так и теоретической, неизменно актуальной сохраняется тематика исследований, посвященная малочисленным народам. Актуальность подобных работ обусловлена современными этническими и социокультурными процессами (консолидации, интеграции, аккультурации, ассимиляции и т.п.), происходящими в ногайском обществе, как в целом в независимых государствах бывшего СССР.
Изучение малочисленных народов становиться актуальным также в свете всевозрастающего интереса к своей истории и культуре представителей этих этносов и может, способствовать лучшему пониманию проблеем обостренных межнациональными отношениями.
Тема настоящей работы охватывает часть общей проблемы традиционно-бытовой культуры ногайцев и основное внимание сосредоточено на возможных путях претворения права ногайцев Ногайской степи на самоопределение в составе Российской Федерации.
Сложность изучения темы состоит в необходимости комплексного подхода Эта задача требует интегрирования исследований в различных областях знания, обобщения информации, содержащейся в разноплановых источниках.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ногайцы Ногайской степи, проживающие на территории Дагестанской, Чечено-Ингушской Республик и Ставропольского края. В конце XIX в. ногайский этнос состоял из етишкульцев, етисанцев, джембойлуковцев и караногайцев.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ работы автор видит в выяснении причин, приведших народ, имевший начиная с 1391 г. могучее государство – Ногайскую Орду, на грань исчезновения как этноса. По мнению автора, одна из причин, приведшая к такому печальному исходу, кроется не только в недальновидности ногайских правителей изначально расколовшихся на две противоположных ориентации – протурецкую и прорусскую, что несомненно ослабило могущество государства, но и в том, что царизм, одержав верх над одним из сильных своих противников в присущей ей колонизаторской манере сделал все, чтобы ногайцы не воспряли вновь.
Это к сожалению, продолжалось и с установлением Советской власти, когда командно-административная система без видимой на то надобности, передавала и кромсала Ногайскую степь множество раз в 922-1924 гг. из Терской области в Дагестан, с 1938 года из Дагестана в Ставропольский край, с 1944 г. в связи с созданием Грозненской области в состав последней. В 1957г. Когда по отношению чеченцам и ингушам была восстановлена историческая справедливость и была поставлена их государственность, Ногайская степь была расчленена на три части между Дагестаном, Чечено-Ингушетией и Ставропольским краем.
Отсюда автор должен решить своего рода сверхзадачу, вытекающую из нынешнего состояния ногайского этноса, бедственность который углубляется помимо административной разобщенности, по выше названным Республикам краю, но и тяжелейшей экологической ситуацией, бедственным экономическим положением, неудовлетворенностью социокультурных процессов на своей этнической территории.
Автор глубоко убежден, а убежденность его опирается на резолюции последних съездов, что все проблемы ногайцев Ногайской степи можно и нужно решать только в том случае, если консолидировать Ногайскую степь или места компактного проживания ногайцев в государственность.
Документальной основой диссертации являются источники различных типов, которые, при всем их многообразии, можно условно разделить на четыре категории: документы официального делопроизводства, дипломатическую переписку, материалы ногайских Объединительных съездов и полезных этнографических материалов.
Основные архивные материалы по теме работы находятся в следующих архивах: ЦГАДА, ГАСК, ЦПА ИМЛ, ГАЧИАССР.
На основании использования данных этих архивов установлены пути перемещения ногайцев в Северном Причерноморье, на Волге и Северном Кавказе, взаимоотношений русских царей и ногайских биев, соответствующие административные акты свидетельствуют о расселении ногайцев в определенных местностях. По документам воссоздается численность ногайцев по племенам (халк) и приставствам в различные годы.
На основе материалов ЦГАДА и ГАСК можно судить о социально структуре и хозяйственной жизни ногайцев, об отправлении судебных и религиозных функций. Большой интерес представляют материалы, связанные с переселением ногайцев в Турцию с 1859-1865г. Продолжавшимся до 1895 г., материалы связанные с реформой 1861г. в частности, анкета главного пристава кочующих народов в Ставропольской губернии, материалы, касающиеся структуры ногайских племен, количества семей, хозяйственную жизнь ногайцев и основные роды их занятий, роль скотоводства в экономике ногайцев, уровень культуры, здравоохранения и просвещения до революции.
Для того, чтобы глубже вникнуть в спираль развития ногайского общества в Советский период, автор в первую очередь лично работал и использовал материалы таких архивов: ИМЛ ЦПА, Партийных архивов Ставропольского края, Дагестанского и Чечено-Ингушского обкомов. Данные Партархивов дали возможность показать в диссертации становление Советской власти в Ногайской степи, причины, приведшие к тому, почему ногайцы не использовали право нации на самоопределение в полной мере, о причинах массового движения ногайцев с целью выхода из Терской области (губернии), с послудующим вхождением в Дагестанскую Республику на правах Кизлярского национального округа в составе Ордженикидзевского (Ставропольского) края, последующим упразднением и так обкромсанной государственности ногайцев во вновь созданную Грозненскую область и причины раздела Ногайской степи в 1957 г. Данные Партархива дали возможность показать в диссертации становление ногайских районов в административном плане, разрешение в условиях советского строя сложных проблем землеустройства и землепользования, перевода кочевых хозяйств на оседлое положение. Большой интерес представляет данные архивов, показавшие историю осуществления НЭП до 1929 года создание и деятельность кредитного сельского общества «Овцевод» и т.д. Правоведение сталинской коллективизации на селе, многочисленны материалы архивов на партийных и общественных деятеле ногайского народа (А.М. Ахлов, З.С. Санглибаев, С.А. Шабанов и многих других), здесь же содержаться материалы, позволяющие автору дать характеристику экономических, социальных и межнациональных процессов, происходивших в ногайских районах. Данные архивов дали возможность показать тот значительный ущерб, который был нанесен ногайскому населению немецко-фашисткими захватчиками, а также участие ногайцев в мероприятиях по укреплению обороноспособности страны. В партархивах содержаться материалы, позволяющие показать развитие народного образования (создание национальных школ, школ-интернатов, создание педучилищ, педвуза для подготовки национальных кадров), здравоохранения и культуры. В диссертации привлечены материалы инспекции Центрального статистического управления (ЦСУ) в Ногайских районах. Эти материалы систематизированы и обобщены автором и современная характеристика дается по районам (Ногайский, Нефтекумский, Шелковской) объединено, несмотря на то, что они административно разделены.
По данным ЦСУ конкретно охарактеризовано развитие животноводства, динамика роста доходов колхозников, развитие совхозов как предприятий государственной собственности. Использование материалов ЦСУ позволило расширить источниковедческую базу исследований.
Анализирую историографию проблемы, необходимо отметить, что в отечественной литературе нет ни одного монографического исследования, посвященного современным этническим и социокультрным процессам у ногайцев, вопросу создания ногайской государственности на современном этапе.
Однако, многие аспекты традиционного хозяйства и быта ногайцев до октябрьского периода рассматривались в трудах отечественных историков. Так, газета «Кавказ» опубликовала ценный этнографический материал «О ногайцах и туркменах» А.П. Архипова.
Газета «Кавказ» напечатала статью Рудановского А., «О Караногайской степи кочующих на ней племенах», где он описывает религиозные верования, обряды и праздники, предрассудки, игры, изречения.
В газете «Терские ведомости» опубликована статья: «Караногайцы» Г. Малявского, где даются очень ценные сведения об астрологии, жилище и роде деятельности ногайцев. Очнь ценны сведения Ф. Капельгородского – главного пристава Караногая: повесть Аш-хаду, рукопись «Караногай, страна кочевников и партиорхального быта». Среди советских этнографов приоритет изучения быта и культуры ногайцев Ногайской степи принадлежит С. Гаджиевой с фундаментальной монографией: «материальная культура ногайского народа в конце XIX – начало XX в.»(9 )И. Керейтову (10) написавшего главы, посвященные материальной культуре в книге «Ногайцы», автор хотел бы отметить, что современные этнические процессы освящены только К.П. Калиновской, Г.Е. Марковым в статьях: «Ногайцы- проблемы национальных отношений и культуры»(11) и «Ногайцы: этнокультурные проблемы и межнациональные отношения»(12.) где на основе полевых материалов дается глубокий анализ происходящих событий.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ исследования очерчены концам XVII в. Когда на месте распавшейся Ногайской орды образовались: Алтыульская и Касаев улусы, Буджакская орда. Между Кубанью и Доном располагалось наиболее мощное ногайское государство Малая орда. В XVII в. Буджакская и Малая Ногайская орда находились в зависимом положении от крымского хана и как следствие восстания против Крыма стали хроническими явлениями.

9 окября 1769 года командующий 2-й армией Румянцев сообщал Екатерине II о намерении части ногайцев перейти в русское подданство.(1)
В период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. ногайцы играли активную роль. При поддержке ногайцев русские овладели укреплением Коныл и приблизились к границам Кабарды.
В начале1771 года в Петербург отправилось ногайское посольство от Едисанской и Буджакской орды.(2) 20 февраля 1771 года ногайские посланники и депутаты были приняты Екатериной IIв тронном зале. На приеме старший Мурза-Али-Паша-Мурза произнес речь на родном языке и вручил грамоту.(3) 9 июля 1783 года А.В. Суворов принял присягу на верность императрицы от ногайских мурз. Между тем, Крымский хан Шагин-Герей стал возбуждать ногайцев к возмущениям: «посредством тайно рассылаемых писем».(11)
В начале сентября ногайцы внезапно появились перед Ейским укреплением и попытались овладеть штурмом. Осенью 1783 года в долинах рек Кубань, Урупа и Лабы ногайцы потерпели сокрушительное поражение от войск под командованием генерала А.В. Суворова. Были уничтожены десятки тысяч казанов (с ногайского «казан» – котел, семья). И как итог первое мощное переселение ногайцев в Турцию, после которого, степи Северного Кавказа, Северного Причерноморья и Приазовья обезлюдили на долгие годы.
В первой четверти XIX века оставшиеся ногайцы были объединены в четыре приставства: Калаусо-Саблинское, Калаус-Дженбайлуковское, Ачикулак-Джембайлуковское и Караногай-Етишкульское.
Официальная историография до последнего времени считала, что национально-освободительным движением, в XIX в. были охвачены только Чечня, Дагестан и от части Адыгея. Известно, что в 1824 г. Казимагомед со своим учеником Шамилем находились почти год в Ногайской степи, где распространяли мюридизм.. именно под воздействием мюридизма в начале 1830 года развернулась национально-освободительным движение в Ногайской степи в форме абреченства, особенно прославились своими отчаяыми набегами абрек Алкиши. В 1850 г. Во главе чеченских абреков он совершил смелый рейд в Караногай, где погиб в схватке с казаками.(5)
Поражение в национально-освободительном движении привело к переселению народов Северного Кавказа, участвовавших в ней. В ходе второго для ногайцев переселения полностью были ликвидированы два из четырёх приставств Калауса-Саблинское и Калауса-Дженбойлуковское. Всего во время переселения в Турцию уеха¬ло более 100 тыс. ногайцев.
К октябрю 1917 года ногайцы Ногайской степи сохранили два приставства – Ачикулакское и Караногайское.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ.

В основу исследования положен принцип историзма, т.е. изучение событий и явлений в истории и культуре ногайцев Ногай¬ской степи в их взаимодействии и развитии в непосредственной связи с конкретными историческими условиями, породившими их.
Большое значение для настоящей работы имела также обще¬теоретические и исторические разработки исторических и этногра¬фических проблем и истории материальной культуры в трудах ведущих, советских этнографов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования определяется, прежде всего, тем, что в ней, на источниковой базе, включающей неиспользо¬ванные ранее архивные материалы I и 2 Объединённых съездов но¬гайского народа, предпринята попытка обобщённого исследования на основе традиционных и современных этнических процессов у ногайцев, охватывающего все аспекты национального развития.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Материалы и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы при изучении этнических и социо¬культурных процессов у малочисленных народов в свете проблемы меж¬этнических контактов, для создания обожающих работ по данной проблематике. Выдвинутые в диссертации положения о современном состоянии ногайцев Ногайской степи, могут помочь сегодня в разра¬ботке их самобытной культуры, а в будущем, в создании ногайской государственности цивилизованным путем. Материалы диссертации также могут быть использованы для ознакомления с историей и этнографией ногайцев, в системе образования. Фактический материал, приведённый в работе можно использовать для создания обобщающих работ, посвящённых этно¬графии народов Северного Кавказа и Средней Азии.

АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные вопросы диссертации нашли своё отражение в ряде публикаций. По теме исследования был сделан доклад на Всесоюзной научной конференции, посвящённой 600-летию Ногайского государства и эпоса "Эдиге" (1991). По те¬ме диссертации опубликованы две статьи. Диссертация была обсуж¬дена на кафедре этнографии исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения в приложения, в которое входит: список использованной литературы, карта и таблица.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ВЕДЕНИЕ: Во введении обосновываются научная новизна в актуальность работы, определяются хронологические рамки и задачи исследования, содержится обзор источников и исторической литера¬туры по избранной теме и что особенно важно подчёркнуто, дана предистория тех событий, рассмотрению которых и посвящена дис¬сертация.
Области современного расселения ногайцев располагаются на степных просторах Северного Кавказа между Тереком и Кумой, за которой исторически закрепилось название Ногайская степь. Площадь более 25 тыс.кв.км.(13) По переписи 1969 г. ногайцев 75 тыс. человек.(14) Основная масса ногайцев живёт в Дагестане - 30 тыс.чел. В Шелковском районе ЧИР - 10 тыс. чел.. В Нефтекумском в Степновском районах Ставропольского крал - 10 тыс. человек.
Большая группа ногайцев проживает в Адыге-Хебельском, Хебезском районах КЧCСР - 14 тыс. чел. В Минераловодском районе (а.Канглы) - 5 тыс.чел. и Кочубеевском районе а.Карамурзай - 1 тыс.человек. Около 10 тыс. ногайцев проживают в Астраханской области, за пределами СССР ногайцы живут в Афганистане (пров. г.Кабул).

ПЕРВАЯ ГЛАВА.

"Традиционное и современное хозяйство" Ногайская степь - это низменная равнина, которая у границ со Ставропольской возвышенностью приподнята на 150-170 м. над уров¬нем моря, а в восточной части, составлявшей около половины всей её площади, лежит ниже уровня океана.

По климатическим особенностям Ногайская степь является самым засушливым на Северным Кавказе и занимает второе место по засушливости в Европе.
Аномальные условия - возникновения засух приводивших к голодовкам в вымиранию населения наблюдались в 1890 г., 1897, 1905, 1907, 1911, 1917, 1920, 1924, 1927, 1931, 1934, 1938, 1943, 1946, 1949 годах.
В конце XIX - вначале XX вв. основным видом хозяйства на территории Ногайской степи было кочевое скотоводство. Для ве¬дения скотоводства были все необходимые условия - огромные прост¬ранства, относительно небольшой снежный покров в сравнительно мягкие зимы, позволяющие круглогодично держать скот на подножном корме. Недостаток орошения препятствовал широкому развитию земледелия.(15)
Представляется бесспорным, что одной из важнейших причин, вызвавшей появление кочевничества, было развитие разделения труда, социальных отношений, обмена.(16)
У ногайцев в рассматриваемый период наблюдались различные типы кочевания. У большинства сохранялось кочевание со своими стадами в течении круглого года по традиционным маршрутам. Это в первую очередь относилось к караногайцам и части етишкульцев, живших в восточной части Ногайской степи.
У другой части ногайцев: эдисан, джембойлук, етишкуль, живших в бассейне .реки Кумы, Ашиулак и озеро Зункарь, преобладал тип хозяйства, где перекочевки совершались только весной и летом а зимние пастбища почти не менялись.
В кочевом скотоводческом обществе разведение скота яв¬ляется непосредственной целью каждого члена общества. В свою очередь эта задача может быть осуществлена только при наличия пастбищных угодий, необходимых для содержания скота. Приложение труда в скотоводстве одновременно должно сопровождаться освоением пастбищ.
Таким образов основным средством производства у кочев¬ников являются скот и земля: пастбища с их водными источниками.
Основные виды скота, которые издавна разводили ногайцы - это овцы, лошади, крупный рогатый скот и верблюды.
В первом десятилетии XX века всего в Ногайской степи в Ачикулакском и Караногайском приставствах общая численность скота составляла 320045 голов. Из них верблюдов - 1305, лошадей -234489, КРС – 45081, овец - 224577. Мы видим, что разведение овец составляло основу занятий ногайцев. Выводилась лишь одна порода овец - овца с жировым наростом у хвоста. Ногайская овца имеет крупное сложение и очень мясиста, но покрыта жесткой шерстью, чаще коричневого цвета. Количеством овец исчислялось и измерялось богатство ногайцев подобно тому, как у казахов владение лошадьми определяло знатность скотовода.(17)
Коневодство у ногайцев было развито достаточно сильно. Ногайские лошади низкорослые, но выносливые, своеобразной породы, служили только для верховой езды (18) , специальная комиссия из Петербурга ежегодно приезжала в Терекли-Мектеб закупать верховых лошадей для кавалерий.(19)
Наряду с коневодством ногайцы уделяли достаточное внима¬ние верблюдоводству. Ногайцы держали двугорбых астраханских вер¬блюдов, обладавших большой силой и выносливостью. Верблюды ис¬пользовались ногайцами как вьючные животные при перекочевках, для верховой езды, кроме того, верблюды давали шерсть, молоко, мясо, кожу. Из верблюжьей шерсти изготовляли лёгкое и тёплое сукно.
Значительное место в хозяйстве ногайца отводилось круп¬ному рогатому скоту, который разводили в основном на мясо и моло¬ко. Ногайская корова была среднего размера и мясистее, чем русская корова, но беднее молоком. Шкура была покрыта короткой и гладкой шерстью, рога длинные и сильно изогнуты.
По большей части ногайские стада паслись на сравнитель¬но ограниченной территории вокруг источников. Длина перегонов ко¬лебалась от 20 до 40 км. и зависела от условий местности и вели¬чины стада.
Страшным бичом в зиму были бураны. Так, в 1828 году во время пятидневного бурана на пространстве от реки Кумы до Кизляра погибло 6931 лошадей, 7636 рогатого скота и 2837 овец.
Другим бичом для ногайцев зимой были волчьи стаи, унич¬тожающие только у одних ногайцев ежегодно до 600 голов рогатого скота, до 5 тысяч овец.(20)
В этот период богатый человек мог в один день превра¬титься в нищего.
Земля юридически считалась собственностью всего ногай¬ского народа, фактически находилась в пользовании общинно-кочевых объединений. Но наибольшую выгоду от пользования пастбищными землями получали крупные скота владельцы, особенно начиная с кон¬ца XIX века.
Переход к земледелию и частичной оседлости совершался крайне медленно - сказывалась многовековая традиция скотоводства, полное отсутствие навыков па обработке земли.
Переходу к оседлости всячески препятствовали бога¬тые ногайцы, использующие ногайскую бедноту в своём хозяйстве - с переходом бедных скотоводов к оседлости они лишались бы де¬шёвой рабочей силы. И тем не менее, ногайцы постепенно переходили к земледелию, так по Ачикулакскому приставству за 1915 год число домохозяев, занимавшихся земледелием составило 1187 человек.
Так, если в етишкульском ауле Махмуд-Мектеб зимой 1882 года, было всего два дома, а 1898 г. в нём зимовали уже до 100 семей. Средний ногайский., аул по расчету на 100 душ имеет 2138 десятин.(22)
В земледелии господствовала отсталая залежно-переложная система. Ногайцы не обрабатывали один участок земли бо¬лее 2 лет подряд.
В XIX - начале XX вв, сложились устойчивые земледельческие центры в Ногайской степи: это аулы Махмуд-Мектеб, Казыкан, Теркели-Мектеб, Ияьяс-Кишлау, Тукуй-Мектеб, Иргаклы, Уьйсалган, Орта-Тюбе, Карагас.
Ногайцы очень тяжело перенесли гражданскую войну, так если в Караногайском приставстве 1916 г. было 227 тыс. овец и коз, 38238 рогатого скота, 1425 лошадей, 1259 верблюдов, так как 1922 г. сократилось до 210 тыс. овец и коз, 2 тыс. рогатого скота и 200 лошадей.
Следует отметить то, что с первых дней установления Советской власти в Ногайскую степь устремились предприимчивые люди, так пользуясь слабостью исполкомов Советов на местах и попустительством Наркомзема ДАССР, с целью наживы создавались различные общества, так, крупные барановоды-тавричане с с.Урожайной Терского округа создали общество "Животновод", которое в своей собственности в 1924 г, имело более 20 тыс. овец.
Для урегулирования возникших недоразумений с барановодами на почве размещения баранов на не отведённых зимних пастбищах Ногайской степи, право выбора участков специальным Поста¬новлением пленума Дагобкома ВПК /б/, представлялось в первую очередь коренному населению, независимо от количественного со¬отношения землеустраиваемых групп.
С тем, чтобы облегчить тяжёлое экономическое положение ногайских хозяйств, Нарфин РСФСР принял решение о необлагаемом минимуме равнявшемся 400 руб.
Чтобы экономически поддержать ногайцев с тем, чтобы возросла степень их благосостояния, им разрешалось держать в личном хозяйстве до 150 овец, обеспеченных кормами и кредитами для обзаведения скотом.(26)
Действенная комплексная правительственная помощь, ко¬торая выражалась в ссудах, кредитах для покупки скота, сельхозинвентаря идя строительства домов, сыграли свою положительную роль.
Несмотря на то, что ногайцы в изучаемый период вели оседлый образ жизни, как наиболее рациональный и выгодный продолжали содержать окот на подножном корме, перегоняя с места на место. В пересчёте на овец, не зимние пастбища было отправ¬лено 209000 голов.(27)
Надо отметить что целенаправленная работа приносила свои плоды, хотя они не использовались до конца. Так, настриг шерсти с одной овцы составлял в среднем 4,8 кг., удой на одну фуражную корову - 1300 литров, откорм и нагул КРС - 450 кг.
Тяжелый удар по развитию скотоводства в Кизлярском округе нанесли немецкие захватчики, которые на короткий срок оккупировали большую часть Ногайской степи.
Если до оккупации в Кизлярском округа было до 700 тыс. голов скота, из них до 500 тыс. голов овец, то после освобожде¬ния с возвращённым поголовьем овец составляло - 41 тыс. в 100 МТФ и ОТФ осталось всего - 3824 лошадей, 8593 голов КРС.(28)
Последующие годы были посвящены увеличению поголовья довоенного уровня и улучшению породы. Надо с горечью признать, что в послевоенные годы в Ногайской сте¬пи полностью уничтожено поголовье верблюдов, до передела сокраще¬но поголовье лошадей.
На этом фоне поистине выдающимися являются достижения в овцеводстве. В 1928 г. на базе совхоза "Бажиган" был создан овцеводческий совхоз "Червлёные Буруны". Именно на базе этого совхоза позднее племзавода была выведена новая порода овец, воб¬равшая в себя лучшие качества ногайской овцы. Совет Министров СССР от 15 сентября 1951 года утвердил новую породу тонкорунных овец "Грозненскою", названную так в честь Грозненской области, куда входила Ногайская стань до 1957 г., выдающиеся свои качества ногайская овца подтверждала каждый год. Так, в1967 году племзавод в зачетном весе с каждой овцы получили - 9,3 кг. шерсти, к отбивке по 125 ягнят от 100 овцематок. Чистый доход ежегодно составляет 1,200 тыс. - 1,500 тыс.руб.
Пять чабанов - ногайцев за это получали звание "Героя социалистического труда". Так, у героя социалистического труда М.А.Эсмухамбетэва отдельные особи дают по 26 кг. шерсти. Автор основываясь на мнение большинства информаторов - ногайцев, которые категорически возражают против частной собственностью в данном случае на землю, которая во все времена была в общественной собственности, думает, что приватизация будет проходить не местах с учётом специфических особенностей каждого народа.
Ногайцы, живя на своей этнической территории, будучи испокон скотоводами, сегодня оказались искусственно отчуждёнными от исконной сферы своей деятельности.
Так, из 1 тыс. чабанских бригад Нефтекумского района, только 200 состоят из ногайцев, туркмен и русских, а остальные дагестанцы, и из них подавляющее большинство - даргинцы. Такая же картина в Ногайском и Шелковском районах. Это притом, что ог-ромные территории Ногайской степи отданы под отгонные пастбища.
Чтобы ликвидировать несправедливость в отношении ногай¬цев и других коренных жителей необходимо:
I. Чтобы отгонные пастбища Грузии, которые освободились, были отданы ногайским хозяйствам, а те хозяйства 18 горных районов Дагестана платили арендную плату Ногайскому районному совету, с учётом инфляции за условную голову с тем, чтобы райсовет мог направить часть этих средств на восстановление эколо¬гии на зимних пастбищах. Арендная плата приведёт к тому, что отгонщики вынуждены, будут думать о сокращении поголовья с пос¬ледующим улучшением поголовья. Комплекс мер приведёт, а уже час¬тично привёл к освобождению от вытаптывания территорию в 5 тыс. кв.км.
А теперь, самое главное, дав земле необходимое время, чтобы она отдохнула, руководители хозяйств дают в аренду, к примеру, 100 молодым энергичным чабанским бригадам, укомплектован¬ным из коренных жителей, строго ограниченные отары „Грозненской" породы, идеально приспособленных к местным условиям. Отары в 500-600 овец находятся на подкожном корму круглый год.
Чабаны соблюдают священную заповедь кочевника: "Не пасти в одном месте два раза в год". Экологическое равновесие соблюдено, в чабаны пришли люди, заинтересованные в сохранении земли и пастбищ потомкам.
В количественном отношений это будет выглядеть следу¬ющим образом: овец - 500-600 голов на 2-2,5 тыс., выход шерсти пусть на 8,5, а 7 кг. против 1.5 кг. низкосортных горных по¬род, плюс прекрасное мраморное мясо. Что выгодно нашей экономи¬ке, изнывающей от нехватки всего, в том числе шерсти и мяса? Как было сказано, Ногайская степь была исконно ското¬водческим районом, но, вместе с тем ещё до революции здесь за-нимались земледелием. Из зерновых культур в ногайских хозяйствах сеяли; озимую пшеницу, озимую ячмень, рожь, овёс, просо.
Особое предпочтение отдавалось озимым, которые высевались обычно в октябре и используют влагу последующих месяцев успевали хорошо прорасти до летней жары, когда всё изнывало от жары.
Самым изнурительным и трудоёмким была уборка хлопчат¬ника, который начали культивировать в Ногайской степи с 1925 г., регион высевания был самым северным в мире.
Для развития земледелия, для дальнейшего развития жи¬вотноводства, требующего расширения и улучшения кормовой базы, необходимо было орошение и оводнение Ногайской степи. Именно с этой целью началось строительство в 1957 г. Термко - Кумского канала. Для орошения и оводнения Ногайских районов от магистрального канала построено несколько ветвей, общей протя¬женностью 750 км. Воды Терека принесли преобразующую влагу в Ногайскую степь, где на сегодня орошено более 200 тыс. га и обводнено 2 млн.га земель.
Орошение дало возможность расширить зерновой клин но¬гайских районов. И в 1987г. общая площадь пашни, составила в Нефтекумском около 324 тыс. га, в пересчёте на душу населения, это ровно 54 га, в Ногайском - 136 тыс. га в пересчете на душу населения - 70 га., в Шелковской - 26Ь тыс. га, в пересчете на душу населения – 61,5 га.
Валовый сбор продуктов растениеводства (пшеницы, овса, проссо, овощей, винограда и т.д.) по районам Ногайской степи в 1987 г. составил: в Нефтекумском района - 54417 т. в Ногай¬ском районе - 7184 т., в Шелковском – 16786 т.
Перспективы развития земледелия в Ногайской степи ви¬дятся также основываясь на мнении информатов в развитии аренд¬ных отношений с тем, чтобы максимально заинтересовать труженика в конечном результате его труда с одновременным использова-нием до конца не исчерпанных ресурсов коллективного хозяйства. Как пример положительного опыта есть смысл привести участок №7 совхоза "Мирный" Нефгекумского района Ставропольского края (дир. Канаев А.А-Х., упр. Уйсенбаев Р.А.). У аренд¬ного подрядного коллектива 3240 га пашни, где культивируются, озимая пшеница - 2350 га, озимая ячмень - 250 га, овёс - 100 га, проссо - 100 га, средняя урожайность в некоторые годы состав¬ляет 30 ц/г.
Арендный коллектив существует уже б лет и ежегодно достигает больших результатов дажэ в засушливые годы несмотря на зону рискованного земледелия. Так, в 1990г. арендный кол¬лектив из 24 человек по итогам года вместе с дотациями получили от 14 до 20 тыс.руб. на каждого и натур.оплату зерна твёрдой пшеницы выращенную арендаторами, от 10 до 20 тн. на каждого.

ВТОРАЯ ГЛАВА посвящена традиционной и современной этнокультурной ситуации.

Администрация Ачикулакского и Караногайского приставств, инспекция народных училищ, уделяло большое внимание развитию народного образования ногайцев, так, помимо государственных одно - и двухклассных школ, которые не могли охватить всех желающих в предреволюционные годы, большой размах подучил второй тип школ – мектебы.
Школа в ставке Ачикулак была построена в 1869 году первой среди ногайцев Северного Кавказа, где два класса были ногайских (один класс для русских детей). Общее количество уча¬щихся в двух классной школе составляла 175 учащихся, в одно классном 50 и более ребят.
Помимо Ачикулака школы были в ставке Терекли-Мектеб, a Махмуд-Мектеб, Камыш-Бурун и Ильяс-Кишлау в последних двух, строительство школ началось в 1907 году, на строительство было израсходовано 46075 руб.(23)
В 1910 г. в школах Ачикулакского приставства училось 235 мальчиков и 49 девочек.(30)
Пять лучших учеников Ачикулакской школы (училища) еже¬годно направлялись в гимназии г. Ставрополя. Taк, известный об¬щественный деятель в Ногайской степи Шабанов Саид-Ахмед после окончания гимназии поступил в один из Вузов Москвы.
Второй тип школ Мектебы создавался по инициативе об¬щества (ямагат) предварительно получив разрешение у приставах и инспектора народных училищ Ставропольского края. Данный тип школ содержался полностью на добровольные пожертвования состоятельных ногайцев и учащихся, некоторые из них увековечили свои имена, построив мектебы и медресе в названиях аулов: Тукуй-Мектеб, Махмуд-Мектеб. Всего по Ачикулакскому приставству было З8 мектебов и 38 медресе, где обучались 357 мальчиков и 39 де¬вочек, преподавание велось на ногайском языке с использованием арабского алфавита.
В 1911 году в ставке Ачикулак была общественная биб¬лиотека, читальня, находившаяся на содержании ногайского об¬щества. Известно, что её широко пользовались будущее состави¬тели первого ногайского алфавита Курманалиева, Садинов, Янтуганов.
Система народного образования у ногайцев Ногайской степи была развита достаточно высоко. 60 % грамотных мужчин-ногайцев - так было сказано на краевой методической конференции для народностей Кавказа (31)в 1922 г. В 20-е годы ногайцы находясь в составе Дагестана как всё население республики разделились на 3 лагеря в вопросе алфавита и государственного языка.
Духовенство, будучи приверженцем арабского языка, тре¬бовало сохранения арабской вязи аргументируя тем, что он является религиозным языком мусульман.
Лица, получившие русское образование до революции, ратовали за введение русского языка.
Третья наиболее мощная группа тюркофилов стояла за введение тюркского языка, носителями которой в Дагестане были кумыки и ногайцы.
В результате острых дискуссий победила группа, возглав¬ляемая Дибировым, которая стояла за введение тюркского языка в Дагестане, как официальной. Дагестанский Обком предложил наркопросу республики считать тюркский язык одним для всех на¬родов Дагестана государственным языком.
В прямой связи с вопросом о языке находился также вопрос об алфавите и письменности вплоть до 1923 г., письмен¬ность у ногайцев была основана на арабской графике.
В 1923 г. в г. Пятигорске проходило совещание по воп¬росам просвещения народов Северного Кавказа и Дагестана. Основ¬ными, как выяснилось, позже на нем были вопросы графики и стро¬ительства национальной школы. В резолюции совещания было сказано, что право выбора той или иной графики для национальной письменности всецело принадлежит данной национальности, но в то же время соображения политического, педагогического и культурного характера – заставляли высказываться в пользу единой графики для всех народов.
В апреле 1924 года Дагобком высказался за целесообразность и рациональность немедленного и революционного ведения нового (латинского) алфавита, путём отмены старого арабского.(32)
Выдающуюся роль в деле создания ногайской письменности на основе латинской графики сыграл просветитель А-Х.Ш.Джанибеков, которая была завершена в 1928 году. Одновременно Джанибеков и Курманалиева при поддержке КНА (комитета нового алфавита) учёных Москвы, Баку, Казани развернули работу по созданию учебников по ногайскому языку и литературе.
В 1926 году в Ачикулакском районе было 21 школа разных ступеней, первыми учителями были кроме Курманалиева, З.Дуйсалиав, 3.Кайбалтев и М.Садинов.
В 1927 году в Ачикулаке был создан ногайский историко-краеведческий музей.
Культурное состояние ногайцев Северо-Кавказского края по переписи 1926 года характеризовалось: 10,3 % от общего коли¬чества, в том числе грамотные на родном языке 20,7% t в отношении грамотности ногайцы находились на одном уровне с народами гор-ских автономий. В связи с переходом ко всеобщему обучению при Астраханском техникуме в 1927 году были организованы двухгодичные педкурсы для подготовки учителей ногайского языка, в г. Махачкала также были открыты 2-х годичные курсы на 40 человек для подготовки учителей, а в г.Буйнакске при тюркском педтехникуме открыто ногайское отделение на 30 чэл.
С 8 ноября 1937 года вступил в силу закон о введение нового ногайского языка на основе русской графике.
Преподавание всех предметов в 30-е, 40-е годы, как и прежде, велось на ногайском языке, русский язык оставался предметом обучения. Даже в тяжёлом 1944 г. Грозненское издательство отпечатало 18 учебников на ногайском языке общим тиражом 44700 штук.(34)
В целом, изучению ногайского языка до середины 60-х уделялось достаточное внимание. Последующие годы были отмечены сворачиванием национальных программ народного образования. Применительно, к ногайскому языку это вылилось в то, что во всей Ногайской степи (за исключением Ногайского района) постепенно были закрыты все национальные школы. А это привело, к тому, что из проживающих в Дагестане 28862 ногайцев назвавших родным языком язык не своей национальности 2866 чел. считают своим языком кумыкский. Если язык не употребляют в обществен¬но-политической жизни, на производстве: если не помогает человеку в работе, то язык, безусловно, оттесняется в бытовую семейную сферу в пассивный запас.
Подъем национального самосознания привёл к тому, что в 1982 году обучение на ногайском языке хоть и в усечённом ва¬рианте началось в с.Тукуй-Мектеб Нефтекумского района. С 1989 году началось массовое обучение родному языку в ногайских аулах Кизлярского и Тарумовского районов Дагестана, Шелковского района Чечена-Ингушетии, Нефтекумского района Ставропольского края и Красноярского района Астраханской области, что за собой повлек¬ло массу проблем связанной с обеспечением учебниками и методическими пособиями. Полиграфические мощности издательства, оно рас¬положено только в Карачаево – Черкесии не были рассчитаны на то, что почти одновременна в 60-ти ногайских аулах восстановятся преподавания родного языка.
Кадры по родному языку готовятся также в Карачаево-Черкесии: в пединституте г.Карачаевска и в Черкесском педучилище, где количество мест для представителей разных народов стро¬го лимитировано и не учитывается нынешнее положение ногайцев.
Думается, что коренным образом улучшить положение с преподаванием ногайского языка можно в том случае, если создать сеть учебных заведений, в том числе, и высшую в г.Черкесске и педучилище в а.Теракли-Мектеб или в другом удобном населённом пункте, где имеется надлежащая база.
Для повышения социальной значимости ногайского языка необходимо, чтобы во всех районах регулярно издавали газеты или радиопередачи на родном языке.
Вновь очень остро летал вопрос о письменности. Дискуссия разгоралась после открытого письма народного депутата Рос¬сийской Федерации М.Заргишиева. Мнения диаметрально противопо¬ложные от возврата к арабской связи, готическому шрифту и до совершенствования нынешнего алфавита.
Как известно, в ногайском алфавите 37 букв, на 4 больше, чем в русском, это - аъ,оь,уъ, иь. Больше всех именно эти 4 буквы, а точнее начертания этих букв в нашем алфавите подвергается критике. Думается, в нынешних условиях самым оптимальным было бы не разрушая кириллицу заменить их на буквы, ис¬пользуемые в современных тюрских языках Содружества. Это сняло бы многие проблемы издания газет и книг, нехватки шрифта.
Далее, в диссертации городится о бедственном положении национальной культуры и литературы в Ногайской степи, так на 50 тыс. ногайцев, живущих в степи, приходятся всего два члена Союза писателей. И при этом, одни из талантливых поэтов Мурат Авезов и Магомед Кожаев имеющие публикации, из-за протекционизма руководства Союза писателей Дагестана, заинтересованных толь¬ко в росте своих национальных писательских рядов: аварского, даргинского и т.п. не могут вступить в эту организацию.
Только благодаря празднованию 600-летия Ногайского государства и эпоса "Эдиге" удалось опубликовать пылившийся в редакциях, богатейший фольклор ногайского народа, такие как: "Эдигэ", "Ахмед, сын Айсыла", "Шора Батыр", "Эртаргыл" и др.
В тяжёлом положений находится состояние искусства и культры ногайского народа, исчезает национальный костюм, наци¬ональный орнамент, национальная музыка, национальная хореогра¬фии. Прикладное искусство исчезло полностью, У ногайцев нет профессионального театра. Трагична судьба представителей творчес¬кой интеллигенции: зверски замучена поэтесса Кадрия, поэтическое наследие которой известно на всю страну. Ногайцы до конца не осознали горечь утрат ушедших молодыми: Г.Аджигельдиева, С.Батырова и К.3армамбегова.
Необходимо отметить, что ногайская национальная культура разви¬вается на самодеятельной основе, существует и создастся новые самодеятельные художественные, драматические, фольклорные кол¬лективы. В последние годы начали проводить общенародные фольклорные праздники. Создаётся центральный народный музей.
В следующем разделе говорится о семейно-брачных отношениях у ногайцев. В настоящее время у ногайцев малая семья. В большинстве случаев она состоит из двух поколений - родителей и детей. Выросшие дети обзаводятся собственными семьями и выде-ляются, но не теряют связи с родителями. По традиции, с родителями часто остаются жить самые младшие сыновья, образуя трёх - поколенные семьи. Очень редки семья в одно поколение. Встречаются не разделенные семьи. Они состоят из семей двух и трех братьев и родителей. Традиционно главой семьи считается самый старший мужчина.
Семья в среднем состоит из 6-7 человек, т.е. имеют 4-5 детей в последние годы заметна тенденция к сокращению ко¬личества детей от 2 до 3. Вместе с тем, не редки случаи, когда количество детей достигает 9-10 детей. Только в Ногайском районе 528 многодетных матерей, из них 42 - являются матерями-героинями.
В ногайской семье крепкое уважение к старшему мужчине.
Повсеместно возрождается празднование Навруза - Нового года по мусульманскому летоисчислению.
Среди ногайцев Ногайской степи очень мало межэтни¬ческих браков. В большинстве своём, эти юноши женятся на представительницах других народов. Среди кубанских ногайцев процент межэтнических браков гораздо выше.
Лица, происходящие из одного рода (тайпа, тамга, тукум) не вступают между собой, в брак. Почти изжиты леверат и сорорат. В подавляющем большинстве молодожёны проходят мусульман¬ское бракосочетание (неке киюв).
Ногайская семья в недалёком прошлом практически не зна¬ла, что такое развод, а сегодня они стали частым явлением.
Третий раздел второй главы посвящён роли ислама в жизни ногайцев. Многие учёные считают, что предки ногайцев кипчаки, приняли ислам суннитского толка в VШ в.
Аристократическую верхушку духовенства в Ногайской степи представляли кади, которые имели широкие права и полномо¬чия. В обязанности кади входили разбирательства дел, относящих¬ся к суду шариата, участие в дележе имущества между взрослыми и малолетними наследниками, наблюдение за выполнением духовных завещаний.
К высшему духовенству относились и наибы. Наибы хотя и имели ровные права с кадиями, но их действия не распространялись за пределы куба.
Политическое и общественное положение высшего духовенства были особенно значительным в караногай-етишкульском и етисанско-джембойлуковском народах, что выражалось в сосредоточении в их руках и большой светской власти.
Самую многочисленную группу духовенства составляли мул¬лы и эфенди. Так у джембойлуковцев было 53 муллы, 52 эфенди, Эфенди и муллы избирались для каждого аула.
В караногайском народе было 4 куба. Духовенство распре¬делялось следующим образом, на весь народ существовал один ка¬ди, в каждом кубе один наиб, а также 20 ахунов.
В начале XX в. в Ачикулакском приставстве было 3 кадия, 3 наиба, 14 мулл и 50 мечетей.
Обучение религиозных деятелей происходило в начала в медресе. В ногайском районное известностью пользовалось медресе имени Зармамбета, после окончания медресе ученики (сокта) направлялась в Стамбул, Казань, Дамаск, Бухару, и т.д.
Ногайцами Астрахани была создана религиозная община «Джамия - Исламия»
В первые годы Советской власти позиции ислама были очень сильны в ногайском обществе. Поворотным годом для ногайцев явля¬ется 1929 год, когда обвинив к причастности, к мифической контр¬революционной организации "Аграрист" якобы существующей в Ногайской степи ГПУ Дагестана, были арестованы и бесследно исчез¬ли десятки ногайцев, в первую очерет - служители культа.
Мечети были приспособлены под учреждения, склады. Кора¬ны уничтожены. Только последние годы принесли перемены и в делах религии. Так, осенью 1990 г. в Шелковском районе прошёл юма - намаз, где присутствовали муфтий Чечено-Ингушетии Ш-Г. Назабаев, муллы Дагестана, Карачаево-Черкессии, после чего был зало¬жен фундамент мечети.
В Ногайском районе зарегистрирована община мусульман а.Кунбатар, Рамазан. В а.Тукуй-Мектеб Нефтекумского района прошло собрание верующих мусульман, на котором утверждён устав мусуль¬манской общины избран имам-хатиб.
Заложено основание мечети в с.Терекли-Мектеб, кото¬рая будет построена способом народной стройки. В г. Кизляре состоялся съезд мусульман Ногайской степи, где при-сутствовало около 300 делегатов ногайцев, чеченцев, аварцев и кумыков.
На этом съезде кадием Ногайской степи избран Янмурза Кожаев. В Терекли-Мектебе кадием открыто первое среди ногайцев медре¬се, здесь обучаются практически со всех районов Ногайской сте¬пи.
Группа писателей (Суюн Капаев, Баубек Карасов а др.) приступили к переводу Корана на ногайский язык. Суры и аяты печатаются в газете "Ногай Давысы" здесь же печатаются хадисы Мухамеда в переводе Н.Магзрумова.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА - «Современные национальные отношения» - представляет анализ современных этнических процессов, у ногай¬цев Ногайской степи двух: П - Объединённого съезда ногайского народа (1939 г.) и Чрезвычайного съезда коренных жителей Ногай¬ской степи (1990 г.), где в полный голос было заявлено, что гарантом сохранения ногайского народа является создание Ногайско¬го государства в составе России, а также затрагивает проблемы межнациональных отношений ногайцев с горцами региона. Даются рекомендации возможного решения стоящих проблем.

Предыстория вопроса такова, что Ногайская степь толь¬ко в годы Советской власти переходила из одного административ¬ного подчинения в другой 5 раз. До 1922-24 гг. она входила в состав Терской области (губерний), с 1924 года в состав Дагес¬тана, с 1938 года как Кизлярский округ была передана в состав Орджоникидзевского (Ставропольского) края, в 1944 г. в состав созданной Грозненской области, в 1957 г. поделена между ДАССР, ЧИАССР и Ставропольским краем.
Когда установилось относительное затишье в Терской губернии, куда в первые годы Советской власти первоначально вхо¬дили все районы Ногайской степи. Ногайцы на своих волостных, контонных, районных и объединённых съездах стали требовать создания Ногайской автономии.
И такая возможность была предоставлена на 1-ом объединённом съезде Ногай, Караногай, Туркмен состоявшемся II апреля 1922 года в ставке Ачикулак. Делегатам съезда было предложено пять вариантов решения Ногайской проблемы:
1. Создать автономную единицу (область) наподобие Кал¬мыков, Кабарды.
2. Войти в состав Терской республики.
3. Войти в состав Дагестанской республики.
4. Объединяться с Кабардой.
5. Статус-кво остаться в составе Терской губернии.

Об истинных причинах, приведшую ногайскую степь в состав Дагестана, а именно такое решение принял съезд, мы можем строить только догадки. Среди возможных причин мы можем назвать то, что организаторы съезда (Шабанов С., Чналов Б. и др.) не были уверены в том, что создание автономии замедлить или тем более ос¬тановит миграцию тавричан и терских казаков. К примеру, если в 1912 г* в Ачикулакском приставстве проживало 19089 человек, из них 18464 ногайцев, то к 1922 г. население района удвоилось за счёт тавричан и терских казаков, которые буквально сживали ногайцев с населённых мест. Так, если в с.Ачикулак 1921 г. было 100 семей ногайца, то через год осталось около 10 семей, а ос¬тальные рассеялись по степи. Но всё же главная причина такого решения видится в прямой заинтересованности Дагестана в присое¬динении ногайских земель. Это явно прослеживается в документах тех лет.
В 1925 году четыре района Ногайской степи: Ачикулакскйй, Караногайский, Шелковской и Кизлярский были объединены в Кизлярский округ. По переписи 1926 г. численность ногайцев сос¬тавила 36300, а через 13 лет в 1939 году – 36300 (36). Причины столь незначительного роста в 300 чел. кроется, по-видимому не только в голове, но в репрессиях 1929, 1937 гг.
С 17 мая 1938 года Кизлярский округ ДАССР был пере¬дан в состав Орджоникидзевского края.
В августе-ноябре 1942 года большая часть Ногайской степи была временно оккупирована немцами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1944 года Кизлярский округ был передан в состав образованной Грозненской области. Ногайская степь составляла 4/5 части всей области.
В 1957 году была устранена историческая несправедли¬вость в отношении чеченцев, ингушей и др. и восстановлены их автономии, в ходе выполнения этого Указа территория Ногайской степи впервые за годы Советской власти была расчленена на три части.
Искусственное разделение ногайцев Ногайской степи, прекратило поступательное развитие национальных процессов.
Одним из самых важнейших доказательств ущемленности ногайцев является непредставленность в органах власти, управления даже на уровне районов не говоря о республиканских, кра¬евых.
Пренебрежение национальными интересами ногайцев приве¬ло к катастрофическим демографическим изменениям в Нефтекумском (б.Ачикулакский, Каясулинский) районе. На 1 января 1989 года общая численность населения района составила 61108 чел., из них только 8846 чел. ногайцы* что составляет 14,4 %. И в то же время, общая численность представителей горских народов Север¬ного Кавказа равняется 7823 чел.
Основная напряжённость межэтнических отношений усили¬вается мощным притоком населения Дагестана во все районы Ногай¬ской степи. Другая причина напряжённости кроется в экономике. Так, в Нефтекумском районе, овцеводческого направления, из более чем 1000 чабанских бригад 80 % сосредоточены в руках дагес¬танцев. Обострению межэтнических проблем в Ногайском и Бабаюртовском районах способствовала тому, что Грузия вынуждает аварцев, живущих в Кварельском районе вернуться на историческую родину в Дагестан.
Верховный Совет Дагестана пытается разместить беженцев в районе г. Южно-Сухокумска, расположенного в Ногайской степи. Необосно¬ванные претензии до глубины души затронули не только ногайцев, но и представителей других народов, живущих в Ногайской степи. В марте 1991 года состоялся мощный митинг, направленный против переселения, что привело к отмене принятого решения.
Принятие российского Закона реабилитации репрессиро¬ванных народов потребовало принятие решения возвращения чеченцам - акинцам их родины - Новолакского (ст.Ауховского района). Вопрос стоял лишь о том, куда переселить лакцев (около 5 тыс.чел.). Было предложено переселить севернее Махачкалы на что, кумыкское движение "Тенглик" ответило митингами. Верховный Со¬вет Дагестана зондирует вопрос о переселении лакцев опять к но¬гайцам, теперь уже Бабаюртовского района.
Население Бабаюртовского района прибегло к крайней мере, к бло¬кированию магистральной трассы Махачкала-Кизляр.
Среда возможных путей решения этих проблем видятся и то, что лакцев можно переселить в родные места (Лакский и Кумыкский районы), покинутые ими в 1944 г., а аварцев Кварельского района в горные аулы, которые сегодня на половину пустуют. Для развития горных районов были направлены в своё время миллионные средства.
Неуверенность, в своём завтрашнем дне, чувство ущемлённости не только отсутствием государственности, но и разобщён¬ностью, находясь на своей этнической Родине - Ногайской степи, заставляла и заставляет искать выход из создавшегося положения. Для изучения межнациональных проблем в августе 1989 года в ногайских аулах работала экспедиция кафедры этнографии историчес¬кого факультета МГУ и института этнографии AНCCCP (рук. проф. Г.Е.Марков). По итогам экспедиции на Ученом Совете института эт¬нографии был сделан доклад об острых современных проблемах ногайцев, подготовлена справка в Верховный Совет.
Летом, 1969 года по инициативе Н.А.Эсмухамбетова сос¬тоялась встреча ногайских аксакалов с Р.Н.Нишановым, во время которой было переданы обращения ногайцев с требованием автономии.
Именно, в такой непростой ситуации собрался II Объединенный съезд ногайского народа.
Делегаты съезда обсудили программы:
1. Вопросы сохранения языка и культуры.
2. Это экологическая обстановка Ногайской степи - среды обитания ногайцев.
3. Проблема, над которой думает каждый ногаец, это ситуация возникшая в судьбе народа, в связи с Указом от 9 янва¬ря 1957 года, в той части, где речь идёт о разделении этничес¬кой целостности Ногайской степи.

Съезд принял обращение в адрес 1-го съезда народных депутатов РСФСР, где в частности говорится, что возрождение но¬гайского народа, сохранение в спасение его языка, дальнейшее развитие его экономики во всей Ногайской степи только в объеди¬нении ныне разродных, но имеющих общую территорию ногайцев в Республику.
Съезд объявил о создании общества "Бирлик", избрал его исполком для консолидации устремления всего ногайского наро¬да, направленное на демократизацию общества и способствующие моральному его обновлению.
По поднимаемым проблемам 17 июля 1990 года по иници¬ативе К.И. Кумратовой состоялась встреча с Представителем Вер¬ховного Совета РСФСР Б.Н.Ельциным.
Обсуждение проектов о государственном суверенитете Чечено-Ингушетии и Дагестаном, в случае принятия проектов возникновения проблемы с консолидации Ногайской степи. Коренные жители Ногайской степи высказали своё отношение к данным проектам в хо¬де Чрезвычайного съезда, состоявшегося 4 ноября 1990 г. Съезд принял декларацию о самоопределении коренных жителей Ногайской степи, для приведения в действие данного акта избирается Временный исполнительный комитет (пр. народный депутат СССР А.Беккишиев).
Были приняты обращения к Верховным Советам РСФСР и всех трёх сопредельных республик и края, где предлагалось Верховным Сонетам ДАССР, ЧИАССР и Ставропольского краевого Совета народных депутатов. Чрезвычайный съезд давал полно-мочия временному исполнительному комитету в случае принятия декларации о Государственном суверенитете, Дагестаном и Чечено-Ингушетией. Как крайние меры, возможны были несколько путей. ПЕРВОЕ. Обсудить принятие Декларации о самоопределении коренных народов Ногайской степи на сессии всех районных Советов,
В случае, если это не удастся сделать из-за сопротивления на местах. Предлагалось созвать съезд народных депутатов всех уровней. При невозможности проведения съезда и сессии народных депутатов, некоторые члены Временного исполнительного комитета теоретически, как самую крайнюю меру, предлагали создание избирательных участков и выдвижение кандидатов в народные депутаты Верховного Совета провозглашённого ногайского государства. В условиях существования сильного центра в лице СССР, данный акт в тех условиях должен был пройти достаточно безболезненно, и с высоты сегодняшнего дня такая жёсткая постановка вопроса была оправдана.
В заключении сформулированы основные выводы диссертации.
Проведение историко-этнографического исследования ногайцев, ногайской степи, начиная с ХVII в., что в своём развитии она прошла ряд этапов. Первый этап, рамки которого можно ограни¬чить рубежом ХVII и концом ХVIII в. характеризуется активной ролью которую этот период играли Малая Ногайская, Эдисанская, Етишкульская и Джембойлуковская Орды на Северном Кавказе, особен¬но в период обострения отношений между Турцией и Россией.
Началу второго этапа послужило образование в 30-е годы ХVII в. Калаусо-Саблинского, Калаусо-Джембойлуковского, Ачикулак-Джембойлуковского и Караногай-Етишкульского приставств. Первые два были ликвидированы в связи с переселением ногайцев в Турцию в итоге поражения в войне национально-освободительного движения народов Северного Кавказа в начале 60-х ХIХ в.
Для этого этапа развития ногайцев характерен активный процесс взаимопроникновения культур ногайцев с культурами горских и кочевых народов Северного Кавказа, не случайно, совпавший с началом перехода от кочевого образа жизни к оседлому.
Окончательное закрепление на земле ногайцев Ногайской степи происходит во втором десятилетии XX в. С этого времени начинается новый период в их истории.
Этому периоду присущи продолжение диффузионных про¬цессов, причиной для которых послужила начатая в середине XIX в. ломка традиционной структуры хозяйствования и усиленных затем гражданской войной, голодом, обнищанием и размещением в ногай¬ских аулах иноэтнического пришлого населения. Этот процесс уда¬лось замедлить в 20-е годы, мерами принятыми Советским правительством. Они способствовали, если не возрождению к развитию национальной культуры ногайцев Ногайской степи, то по крайней мере, некоторой стабилизации и консервации их этнической струк¬туры. Коллективизация, Великая Отечественная война и последующий, особенно, принятый 9 января 1957 года. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР в той части, где речь идёт о расчленении Ногайской степи, ряд других деструктивных правительственных мер кладут конец этому в какой-то степени положительному процессу.
В последующие годы продолжалось активное разрушение самобытной культуры ногайцев в результате всё большей урбани¬зации. Некоторые изменения в жизни ногайцев в начале 90-х го¬дов - появление национальной школы, музея, газеты, можно рас¬сматривать как первые робкие шаги консолидации. Необходимо под¬черкнуть, что изменения, происшедшие в регионе: в связи с про¬возглашением независимости и создания Чеченской Республики, подписанием Федеративного договора Дагестаном привели к коррек¬тировке некоторых целей и задач.
Главная задача видится в отмене Верховным Советом России своего Указа от 9 января 1957 года, где речь идёт о расчленении Ногайской степи. Подавляющее большинство ногайцев думает и надеется, что демократически избранные президент Чеченской Республики и Верховный Совет Дагестана поймут боль ногай¬ского народа в первыми шагами в их созидательной деятельности будут шаги, направленные на объединение Ногайской степи и создание ногайской государственности в состава Российской Федерации.
Известно, что раздел границ - это процесс далеко не безболезненный и требует поэтапного решения, граничащих на гра¬ни компромиссов. Таким компромиссом могла бы явиться передача, для начала. Новолакского (б.Ауховский) района в Чеченскую рес¬публику в обмен на Шелковской или часть Шелковского района, вклю¬чающим ногайские аулы в состав Дагестана. При положительном решении этого вопроса переговоры о создании ногайской автономии шли бы уже между двумя: Дагестаном и Ставропольским краем, субъектами Российской Федерации, что естественно облегчило бы решение основного вопроса. Параллельно, ногайцы Нефтекумского и сел. Иргаклы Степновского района Ставропольского края, ставят вопрос о создании Ногайского автономного округа или области, на базе бывших Ачикулакского и Каясулинкого районов, что положительно встречено администрацией и Советом народных депутатов края, в эти дни состоялись встречи комиссии крайсоветов по подготовке данного вопроса с депутатами различных уровней района.
«Только сохранение этнического единства, вера в главную идею бессмертия принесет пользу ногайцам и всем народам. Эта идея будет главным стимулом работы на благо общей Родины(37)»

ПРИМЕЧАНИЕ


1. Кавказ 1985 г. № 23
2. Там же 1963 г. № 48, 49, 50, 51, 52
3. Терские ведомости 1982 г., № 89, 93, 113, 118
4. С.Гаджиева. Материальная культура ногайского народа в конце XIX в. – нач. XXв. в М. «Наука», 1974 год
5. И.Х.Калмыков, Р.Х.Керейтов, А.И.Сикалиев. Ногайцы, Черкесск 19888 г.
6. Советская этнография М. 1990 г. Стр. 19
7. Вестник МГУ № 8. 1991 год, № 4 стр.66
8. ЦГВИА Ф.ВУА 1847, 1769 гг. л. 36 об
9. АВПР Ф.Едисанские дела1768-1775 гг. он 112/2 9.2. л.190-191
10. Там же л. 24-25
11. Бобровский П. Суворов на Кубани в 1778 г. Кубань в 1783 г. В.С. 1900 № 1-2 стр. 15
12. Канельгородский Ф.Караногай, страна кочевников и патриархального быта. Рукопись с.89.
13. ВСЭ. 1954 г. 30 стр. 116
14. Всесоюзная перепись населения 1989 г.
15. Сборник статических сведений о Ставропольской губернии.
16. Марков Г.Е. Кочевники Азии М.1976 г. Издательство М.гос. ун-та стр.26
17. Зименев С.Е. Общественный строй казаков 1 пол. XIX в Алма-Ата 1958 г.
18. Живописная Россия. Отечество наша в его земельном историческом, пламенном, экологическом и бытовом значении т.7 г.11 1989 с.84
19. Ф.И.Капельгородский. Караногай, страна кочевников и патри¬архального быта. Рукопись, л 199.
20. Ставропольский инородец. Ставрополь 1918 № 10
21. ГАСК ф.249, оп 61, ед.хр.2022, лл143-144
22. Якобий А.И. Тюрки степей Северного Кавказа, Спб 1901,с.11
23. ПАСК ф.5172 оп.5 еж.хр. 2 л 1408
24. ЦПA ИМЛ ф.17 оп.21 ед.хр.1022, л.383
25. ЦПA ИМЛ ф.17 оп.21 ед.хр.10бб, л. 176
26. ЦПA ИМЛ ф.17 оп.21 ед.хр. 1012 л. 97
27. ЦПA ИМЛ ф.17 оп.43 ед.хр. 1735, л. 146
28. ЦПA ИМЛ ф.17 оп.43 ед.хр.1733, л 148-149.
29. ГACK Ф.249, 2737 л. 12
30. ГАСК Ф.249, е.2737 л. 13
31. ЦГА РСФСР Ф.296 оп. 2 2 ед.хр.54 л. 10
32. архив Дагобкома ф.I сп.4 ед.хр.118 л.2
33. ЦГА РСФСР Ф.296 оп I . 9. 411 л. 137
34. ЦПA ИМЛ ф.17.ОП.44 ед.хр.288 л.62 об. л.63
35. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. м. 1963 г. Стр. 324
З6. Всесоюзная перепись населения 1939 г.
37. Литературная Россия И.C.Kaпаeв №-46 1989 г.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СТАТЬЯХ:

1. Хозяйство и материальная культура ногайцев в Ачикулакском приставстве в XIX - нач. XX вв. Сборнвк Тувган ерим. 1992 г. Махачкала

2. Вопросы государственного строительства, этно¬культурной и этносоциальной ситуации у ногайцев Ногайской степи, жур. Половедская луна №3 1992 г. п.Адыге-Хабль.

Дополнение к докладу на 2007 год:

Ногайцев по последней переписи в 2002 году в РФ составляет около 100000 человек. Ногайская степь также разделена на три части: Дагестан, Чеченская Республика и Ставропольский край. Общее положение ногайцев стало еще хуже, так из более чем 10 ногайский аулов в Шелковском районе Чечни ногайцев осталось только в а.Сары-Су и то там составляют 50% населения против 90% всего 10 лет назад. Отток ногайского также как и русского населения из Чечни начался в середине 90-х гг. ХХ века.
Основная масса Ногайских переселенцев переехала в Ставропольский край, в районе а.Ямангой Нефтекумского района ими основано кладбище, что является подтверждением того, что даже при благополучных условиях они не вернуться к себе в южную часть Ногайской степи, каковым является Шелковской район Чечни, левый берег р.Терек.
Не лучше этнологическая обстановка у ногайцев в Республике Дагестан, где титульные народы: аварцы и даргинцы составляют уже большинство в Тарумовском и Кизлярском районах Ногайской степи. Этот же процесс увеличений горцев наблюдается и в самом сердце Ногайской степи: в Ногайском районе РД.
Гораздо хуже этнологическая обстановка в Нефтекумском районе Ставропольского края, что является западной частью Ногайской степи. И за отсутствием в руководстве района и края своих кадров процесс заселения горскими этносами идет наиболее интенсивно.
Автор этих строк выступая в 1989 году на II Объединенном съезде ногайского народа высказал предположение, что ногайцы Ногайской степи на нашей памяти могут все оказаться в Треугольнике аулов: Карагас, Орта-Тюбе и Тукуй-Мектеб. Расстояние между ними в среднем 15 км.
Во всех регионах: в Дагестане, Чечне и Ставропольском крае Власти интересуют не судьба ногайского народа, а ее земля. Отсюда огромный отток трудоспособного ногайского населения на заработки: в Москву, Сибирь и другие регионы РФ.
Разобщенный ногайский народ в создавшейся ситуации, когда федеральные и региональные власти заявляют о том, что ногайский вопрос никогда не будет решен территориально. Спасет только демографический взрыв, который давно наблюдается у горских народов. Положительной динамика в росте рождаемости в последние несколько лет наблюдается в ногайском народе. Если на этнической территории Ногайской степи нас всего 50-60 тыс. человек, для начало будет 100-130 тыс. человек, а в перспективе 200 тыс. ногайцев, мы сохраним этническую самобытность, сохраним и Ногайскую степь для своих потомков даже без автономии. Для этого нужна самая малость, вместо 1-2 детей должно быть 3-4 ребенка в каждой ногайской семье.
Обращаясь к делегатам съезда представляющих Тюркский мир, хотелось бы посоветовать прежде чем поддерживать горцев окружающих нас посоветоваться с тюрками живущих среди них, стоит ли это делать, исходя из последних расширить свое жизненное пространство за счет ногайского народа в том числе.
За пределами Российской Федерации огромная диаспора ногайцев живет в Турции, по свидетельству турецких ногайцев они составляют 7% от общего населения Турции, что составляет 4 млн. ногайцев. По свидетельству бывшего кайкамана (губернатора) провинции Кырканаик Мустафы Алтынтас ныне префекта г. Анкара, они владеют ногайским языком, знают о своем происхождении, тайпа(род), ведут образ жизни зеркально отображающий нашу с единственной разницей, что ногайцы в Турции не употребляют спиртного. По словам Мустафы Алтынтас ногаец одно время был даже премьер-министром Турции, несколько ногайцев возглавляют силовые структуры Турецкой Республики.
В постперестроечный период для ногайцев Северного Кавказа хорошей вестью является создания Ногайского района в Карачаево-Черкесии районным центром поселок Эркен-Шахар. Указа Президент КЧР подписал буквально на днях.

 
[назад к новостям]
 
главная история литература личности новости родина мой род фото

 Обратная связь ! 
   
 
Если у вас возникли какие-либо вопросы или предложения, оставите свое сообщение (предложения).
Для этого надо заполнить след. Форму :
        Сообщение [предложение, замечание]:
  Ваше имя и фамилия:  
  Ваш e-mail
  Ваш url:
  Ваше фото:[если есть!]
 Ногайский информационный сайт "Ногай шоьлим" ©2003-2012 г.                                      web-master
   
   
   
Hosted by uCoz