ногайский информационный сайт 
 Ногай шоьлим
 www.noghay-halk.narod.ru 
 ___________________________________________________________
| чат | форум | гостевая |

главная история литература личности новости родина мой род фото

 .::New! photo: 
  
 
  
   
  

 ..::cчётчик: 
   
 
  
  
  

 ..::погода: 
  
 
ФОБОС: погода в г.Нефтекумск
  
   
  

 .::партнерка: 
  
 
  
   
  

 .::wmlink.ru: 
  
 
  
   
  

 ..::новости 
 
 


Всемирная Ассамблея Тюркских Народов

Пятый съезд

3-5 ноября 2007г. Санаторий «Бірколік» Южный Казахстан

Доклад академика Е.Султанмурата – председателя
организационного комитета съезда

После образования наших новых независимых государств у Тюркского Мира появились новые возможности национального развития. Однако в условиях глобализации это во многом может не состояться, а некоторые малочисленные тюркские народы могут вообще исчезнуть вследствие дальнейшей, теперь уже более ускоренной, ассимиляции. Поэтому мы должны преодолевать нашу разобщенность и эгоизм, не позволяющие встать на путь единства во имя будущего.
Мы, тюрки, находимся сегодня на решающем этапе в своей истории. Если мы будем оставаться в состоянии инерции, гонки за текущими интересами, то можем не заметить, как окажемся ассимилированы более сильными и мудрыми народами, и исчезнем как нация. Но есть и другой вариант развития событий – мы найдем в себе силы объединиться, чтобы спасти великий тюркский народ, частицей которого является каждый из нас.
В настоящее время под флагом Туркестана, будь это экономический союз или конфедерация, реально могут начать объединительный процесс наши независимые государства. Случись такое, воспрянули бы духом все тюркские народы. Поэтому мы возлагаем особые надежды на инициативы премьер-министра Турции Р. Т. Ердогана по созданию Содружества тюркских государств, президента Казахстана Н. Назарбаева по созданию Союза Центрально-Азиатских государств, поддержанные многими лидерами региона, особенно кыргызским народом во главе президентом К.Бакиевым. Практические шаги, предпринятые в этом направлении, в частности, по созданию Межгосударственного Совета Кыргызстана и Казахстана, радуют всех нас. Известно о приверженности идее тюркского единения президента Узбекистана И. Каримова, выступающего с лозунгом «Туркистан – наш общий дом». Дальнейшая активизация данного процесса со стороны Узбекистана ускорила бы этот процесс. А президент Азербайджана И.Aлиeв предлагает «…объединить тюркский мир в еще более организованную форму», имея в виду существующее положение.
Но в любом случае мы, тюркские народы, где бы ни находились, должны формировать фундаментальную основу, ведущую к тюркскому единству.
Различные союзы, существующие в мире, создаваясь, преследовали иные цели, имеют иную природу, поэтому принять их путь к объединению как шаблон нельзя. Мы объединимся, чтобы восстановить утерянное единство, чтобы тем самым противостоять вызовам времени. Мы должны идти к единению во всех дозволенных, циви¬лизованных формах. Но в то же время наше движение - ВАТН - должно выбрать конк¬ретные задачи, решение которых даст фундаментальный результат в тюркском единении.
Мысль, высказанная выдающимся туранистом Исмаил Гаспыралы еще сто лет назад: “Dilde, fikirde, iste birlik!” является выражением главного, в чем нуждаемся мы, дети Тюрк Ата. Это есть лозунг всего тюркского мира, позволяющий достичь реального сдвига в тюркском единении.
Язык – это не просто средство общения, это образ мышления, выражение поня¬тий, которыми мы руководствуемся в жизни. Кто потерял свой язык, тот потерял тем самым духовную силу своего народа, свой национальный облик и стал тем, чей язык принял. Языковое единство - это путь к духовному единству, без которого тюркское единение - пустой звук.
На сегодня в жизни большинства тюрков, кто находился или находится в составе российского государства, главенствующим стал русский язык.
Русские извлекают из мирового потока информации ту часть, которую считают необходимой для себя, перерабатывает ее и выдают своей аудитории под углом собственной идеологии. Этой информацией пользуемся и мы, переводим ее на свои языки. Поэтому, если даже говорим и учимся на родном языке, в большинстве случаев это является отражением духовной сути другого народа, озвученной посредством набора слов нашего языка. Получается, что в независимых государствах мы формируем свои взгляды, воспитываем детей, живем и строим планы на интеллектуальной основе, сформированной информацией, интерпретированной под углом зрения другой страны. Теперь подумайте, чего стоят наши собственные мнения и решения, принимаемые в таких условиях. Вообще, нужно учитывать, что русский язык в настоящее время охватывает всего 2-3% мирового информационного потока.
Мы приобретем подлинную независимость и встанем на путь реального прогресса только тогда, когда, используя мировые достижения, создадим культурно-информационные богатства на основе собственных духовных ценностей и будем жить по ним. Что возможно, когда мы будем располагать собственным мощным языком.
Методика создания такого языка, разработанная узбекским ученым Бахтиёром Каримовым, – это методика воссоздания древнего общетюркского языка, имеющего корни, уходящие в глубины тысячелетий. Он предлагает воссоздать наш язык, отбирая слова на основе частоты их повторяемости в разных тюркских языках, так же учитывая численность населения, пользующегося ими. Если конкретное слово встречается у большинства народов, то наверняка оно употреблялось в те эпохи, когда мы были едины. При этом не следует пренебрегать словарным фондом малочисленных народов, которые могут содержать слова с глубокими корнями и с высоким понятийным уровнем.
Восстановленный таким путем «Ортатюрк» станет понятным всем тюркским народам и станет не только языком общения, но и науки, культуры, бизнеса. Перевод достижений мировой культуры, ежедневной информации на этот язык приблизит нас к ним без посредников. Внедрив «Ортатюрк», мы за несколько десятилетий сможем резко поднять образовательный уровень населения, в т.ч. в дальних кишлаках. Соответственно и наши собственные достижения будут становиться достоянием всего мира через этот язык, на котором будут написаны новые творения и на который будут переведены прежние.
Мы, предлагая «Ортатюрк», считаем, что язык каждого тюркского народа в ареале своего распространения должен продолжать свободно развиваться.
В настоящее время несколькими энтузиастами принимаются меры по доведению этого языка до уровня, позволяющего использовать его в СМИ.
Для быстрого достижения популярности этого языка мы создадим информационное агентство «ТУРАН». Кстати, агентство под таким названием существует в братском Азербайджане, оно оказывает нам информационную поддержку – все материалы нашего съезда находятся на их сайте.
«Туран» будет выдавать круглые сутки на общетюркском языке, в том числе через собственные радио- и телестанции, самые свежие новости со всего мира, полученные с языка оригинала. Таким образом, добьемся популярности этого языка не только у тюрков, но и у других народов мира.
Такой единый язык позволит сделать наши народы более жизнеспособными. На сегодня ни один тюркский народ не в состоянии сделать свой язык таким, каким может стать общетюркский – язык «Ортатюрк», иначе тюрки.
Если мы найдем понимание у наших властей, то в течение 10-ти лет тюрки войдет в нашу реальную жизнь. Наше подрастающее поколение, пребывая в информационной среде, соответствующей нашим интересам, вырастет преданными общетюркским идеалам. Значит, язык тюрки - это начало и основа тюркского единения и возрождения.

Единство в мыслях, которого так не хватает нам сегодня, будет полномасштабно формироваться с появлением тюрки.
Единство в мыслях вытекает из единства главной цели тюркского мира. Наша общая цель – это выживание, восстановление единства, опираясь на наши корни, что обеспечит процветание тюркского мира. Формирование такого взгляда у каждого тюрка есть начало создания духовного фундамента тюркского мира. Я верю, что наши интеллектуалы, подобные аксакалу Турану Язгану, Р. Мухаметдинову и другим сумеют сформулировать духовную основу тюркского мира, и мы все будем работать, чтобы довести ее до сердца каждого тюрка.
Глобализация может снять нас с исторической сцены не только устраняя нашу национальную самобытность – язык, культуру, физический облик, но и экономическии. Тюркский мир, хотя корни лежать на Востоке, в основном тяготеет к западной модели общественного развития. Это не из-за того, что западная модель имеет превосходство, а скорее всего как следствие западной экспансии. А мы-то находимся в зоне прямого влияния великого Китая – китайская модель экономического развития дает самые лучшие результаты в мире; они уже покорили весь мир своими дешевыми и качественными товарами. Если не вырастем до такого уровня, чтобы конкурировать с Китаем, то наши экономики разорятся, и все то, что мы сегодня создаем, строим, в недалеком будущем станет их собственностью и будет служить их благу.
Поэтому необходимо перенять все лучшее из китайской модели экономического развития, и приемлемое - со всего мира.
Такой моделью, позволяющей достичь китайских результатов, является 2-хфакторная модель рыночной экономики, распрастраненная во многих странах мира. Нами в свое время был разработан вариант этой модели для Казахстана, что приемлемо и для большинства стран тюркского мира. Эта модель основана на том, что собственикоми и работникоми являются одни и те же лица. Только в этом случае максимально эффективно используются все ресурсы, могут раскрыться все грани, способности каждого тюрка – работника и собственника.
Если сочетать 2-хфакторную модель экономики с соответствующей государственной политикой, можно создать такую конкурентоспособную экономику, которая может противостоять китайскому экономическому натиску. Общетюркский рынок, базирующийся на этой модели, будет одним из лучших в мире, тем более, имея в наличии громадные природные ресурсы.
Президент Н. Назарбаев, стремясь перенести идею создания Союза Центрально-Азиатских государств в практическую плоскость, наряду с другими мерами предлагал создать совместную свободную экономическую зону этих стран. Именно в такой зоне следует отрабатывать вышепредложенные варианты создания конкурентной экономики, здесь же может происходить формирования «нового тюрка».

Долгие века кризиса, переживаемого тюркским миром, привели также к ухудшению достоинств человеческого материала. Мы можем достичь задуманного, если сумеем сформировать современного, духовно возвышенного тюрка, базирующегося на исконно тюркских ценностях, вобравшего в себя лучшие человеческие качества, умеющего жить, работать в современных условиях.
Поэтому за формирования «нового тюрка» необходимо взяться основательно. Следует изучить и перенять самые лучшие, конкурентоспособные черты продвинувшихся народов, их методы по воспитанию подрастающего поколения. Воспитание надо начинать с детского сада и вести до повзросления, при этом минимизировав влияние вторичных факторов, улицы и т.п. Надо продумать также, чтобы такое поколение было востребовано обществом.
Соответственно общественная жизнь также должна быть направлена в то русло, в котором она придет к предполагаемому нами идеалу и станет справедливой и гуманной. Только единство ценностей воспитания и реальной жизни позволит достичь ожидаемого. Если мы сумеем этого добится, когда тюркский мир будет состоять в своем большинстве из таких граждан. Тогда наступит возрождение великого Турана – эпоха возрождения тюркских народов, каждой личности.

У сыновей тюркских народов, независимо от того, к большому или малочисленному народу они принадлежат, – от рождения есть чувство собственного достоинства. Ибо они тюрки. И они хотять иметь в будущем союзе тюркских государств, в т.ч. и в повседневных отношениях, справедливые и равноправные отношения. Что недостижимо при западной демократии, которую словенский интеллектуал Слабой Жижек называл «способом создания однообразного поля для деятельности западных монополий».
Потребностям тюрок отвечает дахабическая демократия. Дахаб – это сокращенный вариант тюркского выражения «дана халыктын баскаруы». Дахабическая демократия предполагает создание конституции страны как совокупности справедливо-гуманных представлений граждан по всем вопросам жизнедеятельности общества. При этом на местах – на каждой улице, в ауле, городе должны быть дворцы дахабия, где народ может свободно собираться, обсуждать проблемы и следить за тем, чтобы каждый член общества, все люди и власть всех уровней соблюдали дахабическую конституцию. В обществе, имеющем такую конституцию, установятся справедливо-гуманные отношения между людьми, между людьми и государством, между государствами, соответствующие врожденному менталитету тюрок.
Хочу отметить, что суть этой модели общественного устройства в свое время была опубликована в главном печатном органе Организации Объединеных Нации – United Nations Chronicle.
Дахабический общественный строй с двухфакторной моделью рыночной экономики может стать моделью общественного развития тюркского мира, обращенной в будущее.
Как видим, для осуществления тюркского пути развития концептуальные предложения начали рождаться не только в правительственных кабинетах, но и в умах рядовых тюрков, к числу которых отношусь и я. Значит, время назрело.

Подытоживая свое выступление, хочу отметить, что ВАТН должна взяться за создание среднетюркского языка – тюрки, за возрождение и развитие духовной основы тюркского мира, сочетая их с деятельностью разнообразной направленности, вовлекающей широкие массы тюркских народов. Например, проведение периодических конкурсов эстрадной песни тюркского мира, с трансляцией во всех наших странах, назвав это мероприятие Тюрковидением, где бы исполнялись песни и на тюрки. И т.д.
Наша Ассамблея, не оставаясь безразличной к злободневным проблемам, например, как Карабахская проблема братского Азербайджана, все же не должна впутываться в текущую политику или заниматься политиканством, от этого толку будет мало, а отвлекаясь, снижаем плодотворность своей деятельности по участию в создании фундаментальных основ тюркского единства.
Мы должны сосредоточиться на тех стратегических направлениях, о которых говорилось выше, дополнить их; они должны через годы привести тюркский мир к заветной цели.
Во всех этих начинаниях, являющихся возобновлением старых инициатив, ждем конструктивного взаимодействия со стороны всех ветвей тюркского народа и правительственных органов.
Одним из таких органов может стать Общественный Совет с участием представителей правительства, общественных организации тюркских государств и народов, который в первую очередь занимался бы улучшением взаимопонимания между тюркскими народами. Такой орган может быть создан при организации ТЮРКСОЙ.
Уважаемые господа! Завершая свое выступление, хочу поблагодарить вас за проявленное Вами внимание к моему докладу, который, надеюсь, окажется полезным в определении стратегии и тактики деятельности Всемирной Ассамблей Тюркских Народов.
Доклад был озвучен 3 ноября 2007г.
на пятом съезде ВАТН

Ерментай СУЛТАНМУРАТ, Президент ВАТН

 
[назад к новостям]
 
главная история литература личности новости родина мой род фото

 Обратная связь ! 
   
 
Если у вас возникли какие-либо вопросы или предложения, оставите свое сообщение (предложения).
Для этого надо заполнить след. Форму :
        Сообщение [предложение, замечание]:
  Ваше имя и фамилия:  
  Ваш e-mail
  Ваш url:
  Ваше фото:[если есть!]
 Ногайский информационный сайт "Ногай шоьлим" ©2003-2007 г.                                      web-master
   
   
   
Hosted by uCoz