ногайский информационный сайт 
 Ногай шоьлим
 www.noghay-halk.narod.ru 
 ___________________________________________________________
| чат | форум | гостевая |

главная история литература личности новости родина мой род фото

 .::New! photo: 
  
 
  
   
  

 ..::cчётчик: 
   
 
  
  
  

 ..::погода: 
  
 
ФОБОС: погода в г.Нефтекумск
  
   
  

 .::партнерка: 
  
 
  
   
  

 ..::новости 
 
 


«Ногайский мир» в межтюркских связях XVIII-XIX веков (на примере ногайцев Нижнего Поволжья и Северного Кавказа)

Разработка концепта «Ногайский мир», в теоретическом плане на сегодняшний день представляется актуальной. На волне возрастания интереса к ногайской истории и культуре, а также становлении ногайского национального самосознания в современных условиях, этим термином можно обозначить всю совокупность исторических и современных процессов происходящих в среде ногайского этноса. Также во внимание необходимо взять процессы, связанные с осмыслением наследия Ногайской Орды в среде родственных народов, таких как, казахи, татары, башкиры, каракалпаки, кумыки и др., имевших тесную связь со средневековой ногайской государственностью и последующими кочевыми группами, выходцев из Ногайской Орды, расселившихся на просторах от Иртыша до Дуная.
В нашем сегодняшнем сообщении, мы рассмотрим вопрос о развитии этнокультурных связей с тюркскими народами представителей ногайского этноса, обитавших на территории Нижнего Поволжья и Северного Кавказа в XVIII-XIX века. Исторически, мы знаем, что к этому времени сложились основные территориальные группы ногайцев этих регионов, которых можно обозначить как: астраханские ногайцы (юртовцы, карагаши, кундровцы, утары), караногайцы, кубанские ногайцы и др.
Движение ногайских групп после распада Ногайской Орды с территории Северного Прикаспия глубже на Северный Кавказ, Крым и обратно, сегодня до конца не изучены. Но мы можем с уверенностью говорить о сохранении взаимных отношений между ними, наличии информационных связей в обозначенное время. Так, известно, что после того, как ногайцы-карагаши поселились на территории Красноярского уезда Астраханской губернии, после миграции с Кубани, у них сохранялись родственные связи с ногайцами прежней территории, бывших выходцами из Малой Ногайской Орды. Об этом пишите, в частности П.Небольсин: «под Биштау, в ауле Беймурзы, в 6-ти верстах от Биштау, поныне есть у тамошних Ногайцев семьи, родственные Кундровцам (т.е. ногайцам карагашам – примеч. Э.Ш.И.)»[1].
Кроме этого, хотел привести один интересный документ из фондов Государственного архива Астраханской области, повествующий о судьбе ссыльного караногайца в период 1814 года. В нем повествуется о том, что когда его отправили на поселение в Оренбург, будучи проездом в Астрахани, с подвластными ему людьми, он попросился на некоторое время для восстановления своих сил из-за распространившихся заболеваний и общей усталости остановится на территории Красноярского уезда Астраханской губернии. В своем письме он прямо указал, что бы ему разрешили кочевать на землях ногайцев-карагашей, вблизи селений Ходжетаевка и Сеитовка. Но, как следует из самого документа, разрешение не было получено, по причине его неблагонадежности[2].
Так же, в тесных отношениях с народами Северного Кавказа, в частности Дагестана, находились представители юртовцев. В XVIII веке выполняли повинность почтовой гоньбы на пространстве от Астрахани до Кизляра. К ним позже присоединились ногайцы-карагаши. В XIX веке астраханские ногайцы, обладавшие значительными капиталами, это, прежде всего юртовцы, а также карагаши, имели торговые отношения с народами Северного Кавказа[3].
Интерес вызывает, также нереализованный проект переселения ногайцев-карагашей на Кавказ, на территорию реки Кума, на запад Астраханской губернии, при включении их и их земель в состав Астраханского казачьего войска[4].
Этнокультурное развитие ногайских групп Нижнего Поволжья и Северного Кавказа после распада Ногайской Орды происходило в направлении развития региональных связей, прежде всего с представителями тюркских народов. Эти межэтнические связи и отношения были подвергнуты изучению специалистами разных наук. Здесь хочется отметить вклад лингвиста Л.Ш. Арсланова, этнографов Р.Х. Керейтова, С.Ш. Гаджиевой, В.М. Викторина, А.Р. Усмановой, А.В. Сызранова, историков Д.С. Кидирниязова, А.Х. Курмансеитову, и Ю. М. Идрисова и др.
Так, для групп астраханских ногайцев характерны тесные отношения с представителями татар, казахов, туркмен и узбеков.
Мы, можем привести много фактов взаимного переплетения в этнокультурной сфере и хозяйственном плане с этими тюркскими народами. Известно, что на Нижней Волге происходит тесное взаимодействие астраханских ногайцев и средневолжских татар-переселенцев (казанцами и мишарями). Особенно это видно на примере юртовской группы. Юртовцы, занимая территория вокруг города Астрахани, стали испытывать влияние татар в бытовой и этноязыковой сферах. В тоже время под влиянием поволжских ногайцев происходят изменения в хозяйственной деятельности, культуре и языке татар-переселенцев из Среднего Поволжья.
Примером вхождения татарских групп в состав астраханских ногайцев является судьба «калпаков», произошедших от средненволжских татар, первоначально контактировавших с казахами Букеевской Орды, а затем вошедших частично в состав юртовцев и карагашей. Этот аспект хорошо был изучен Л.Ш. Арслановым и В.М. Викториным[5].
Также очень тесными становятся отношения с туркменами. По мнению В.М. Викторина, первая волна миграции туркмен из полуострова Мангышлака в конце XVIII века, минуя Астраханский край, ушла на Северный Кавказ, впоследствии осевшая на землю на территории Ставропольской губернии. Из нее часть влилась в состав юртовцев, а часть образовала самостоятельный род «туркмен» в составе утар-алабугатцев. В период второй волны миграции туркмен (абдалы и игдыры) в начале XIX века основная часть ее стала оседать на территории Астраханской губернии[6].
Эти факты подтверждает П.И. Небольсин – исследователь народов Нижнего Поволжья середины XIX века. В частности, он характеризует степень взаимоотношений ногайцев-карагашей и туркмен: «Мангышлакские туркмены до такой степени сблизились с ними, что трудно найти различия между ними во всем, что касается образа жизни, занятий, нравов и обычаев»[7]. В составе ногайцев-карагашей до сих пор сохранился род «туркпен», представители которого живут в поселках Кири-Кили, Сенном и, возможно, в других местах. Это, по всей видимости, переселенцы из исчезнувшего ныне села Иш-Тамак, где когда-то жили компактно туркмены (около 15 домов)[8].
Очень тесное переплетение истории и культуры получают между собой ногайцы и казахи[9]. Так, в составе северо-западных казахов в середине XVIII века образовалась группа, ногайского происхождения, получившая название «нугай-казак». Как пишет астраханский ученый В.М. Викторин: «Возникновению данной общности способствовала политика Российской империи по переселению ногайцев из Предкавказья в «в казахскую степь, к их исконной родине»[10]. В эту группу, прежде всего, вошли представители салтанаульцев – крымские ногайцы, переселенные под Оренбург. Но к ним могли присоединиться, «в частности кундровская группа, а другие – прийти сюда после отхода калмыков в Джунгарию»[11].
Действительно, в эти степи стремились и другие ногайцы. Так, в 1774 г. в связи с общим неустройством быта ногайцев-карагашей в Красноярском уезде Астраханской губернии возникла даже угроза их бегства в казахские степи, о чем рапортовал управляющий над ними капитан-мулла Абдулла Жангуршин[12].
Надо отметить тот факт, что к середине и концу XIX в. «нугай-казак» был не собственно род, а «группа родов». Его подразделения: кояс, уйсен, костанбалы и казан-колак – стали пониматься как самостоятельные букеевские «ру».
В 1829 г. было подсчитано 500 юрт «нугайского» рода, в 1888 г. – уже 2 тыс. юрт. Перепись 1926 г. учла только по Уральскому округу Казахской автономии (Таловская, Джанибекская, Урдинская и Азгарская волости) 5696 хозяйств, где глава-мужчина из группы «нугай». А проживали такие семьи и на территории Нижне-Волжского округа[13].
С момента присоединения Букеевской орды в 1801 году устанавливаются более тесные отношения ногайцев-карагашей с казахами. Интересным аспектом ногайско-казахских взаимоотношений является факт того, что в состав Букеевской орды были включены представителей ногайцев-карагашей. По данным исследователя из Казахстана Н. Курумбаева причиной появления ногайцев-карагашей в Букеевской Орде является приглашение их ханом Джангиром для постройки домов в Ханской ставке. Приближенность ногайцев-карагашей к казахским ханам, а также возможные близкие родственные отношения, подтверждают надгробные стелы, расположенные на одном холме с могилой хана Жангира. Возможно, они могли входить в состав рода «туленгут», выполнявшего функцию охраны хана, о чем говорит тот факт, что у них была схожая тамга[14].
На границе Астраханской области России с Атырауской областью Казахстана расположено ногайское село Малый Арал и соседнее казахское село Байбек, где наблюдается тесное переплетение ногайской и казахской культур, а также языков, что в итоге способствовало тесным брачным отношениям жителей этих населенных пунктов. В свое время казахский султан Букей Нуралиев и ногайский проповедник Сеид Баба имели тесное духовное общение при жизни, а после смерти на их могилах, расположенных у села Малый Арал, был устроено святое место, как дань уважения этим людям[15].
Еще один очень интересный факт тесных отношений ногайцев с тюркскими народами на территории Астраханского края. К середине XIX века в составе утарских ногайцев образуется род «сарт», который происходил из узбеков Бухаркского торгового двора, перешедших на кочевку в нижневолжских степях[16].
На Северном Кавказе ногайцы имели тесные отношения с кумыками и карачаевцами. Как отмечает Д.С. Кидирниязов: «Ногайцы и кумыки – это наиболее близкие по языку, обычаям и истории северокавказские народы, что особенно ярко отражено у дагестанских ногайцев и кумыков. В художественном творчестве наиболее ранняя общность и взаимосвязь у этих народов наблюдается в фольклоре: проникновение к кумыкам сюжетов об Эдиге, Шора-батыре, Мамае, Адиль-Султане и др., а также ряд текстов казацких песен, толгау и т.д.: влияние на ногайцев традиций кумыкского танца, поздних лирических песен. А также письменных произведений и др. так обращает на себя внимание близость во всех отношениях друг к другу ногайских фольклорных произведений из цикла «кыска казак йырлар» и кумыкских «къанка къазак йырлар», пословиц, поговорок и т.д. Широко бытует среди ногайцев и кумыков сказание об Аманхоре – в устной и письменных формах»[17].
Очень интересные данные приводит в своей статье молодой кумыковед Ю. М. Идрисов. Он рассматривает судьбу ногайцев Теркско-Сулакского междуречья, так называемых «кумыкских ногайцев» («бабаюртовские ногайцы») находившихся под управлением кумыкских владельцев тарковского шамхальства и аксаевского, эндиреевского и костековского владений[18].
Об отношениях кубанских ногайцев с карачаевцами, и переплетении их этнической истории довольно подробно пишет Р.Х. Керейтов. Его исследования в целом носят многоплановый характер, затрагивают историю ногайцев всех регионов, но однозначно, его можно признать главным специалистом по истории и этнографии кубанских ногайцев. Он в частности, рассматривает вопросы, связанные с параллелями в системе родовой организации, хозяйстве и культуре ногайцев с другими тюркскими народами[19].
Таким образом, «Ногайский мир» в XVIII-XIX века находился в тесном контакте с родственными тюркскими народами, что говорило об их этногенетической общности, в частности, основанной на половецко-кыпчакском субстрате. Формулируемый нами концепт «Ногайский мир» позволяет взглянуть на ногайскую проблему этноисторически, показать многообразие форм взаимодействия и взаимовлияния, происходивших с ногайским этносом и другими народами в разные исторические периоды на территории расселения выходцев из Ногайской Орды. Также разрабатывая это направление, мы делаем обоснование многих современных процессов в среде ногайцев и родственных тюркских народов, давая направление дальнейшей перспективы этнокультурного развития.
примечания

[1] Небольсин П.И. Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах // Вестник Императорского русского географического общества. – СПб. – 1851. – Часть 2. – Кн.4. – С. 2.
[2] Государственный архив Астраханской области (далее ГААО). Ф. !. Оп. 4. Т. 1. Л.6-12.
[3] Имашева М.М. Вопросы русско-азиатской торговли через Астрахань в первой половине XIX века. – Саратов, 2010. – 247 с.
[4] Об этом более подробно см: Идрисов Э.Ш. К вопросу о включение ногайцев-карагашей в состав Астраханского казачьего войска // Сарепта: Историко-этнографический вестник. – Вып.3. – Волгоград, 2007. – С.165-171.
[5] См. например: Арсланов Л.Ш. О так называемых «астраханских каракалпаках» и их языке // Советская тюркология. – 1981. – № 4. – С. 80-85; Викторин В.М. Татары-«каракалпаки» (казанские и мишарские) В Нижнем Поволжье: парадоксы межэтнических связей тюркских народов в XIX-XXI вв. // Историческая и современная регионалистика Верхнего Дона и Нижнего Поволжья: сборник научных статей по материалам научной конференции «Историческое и этнокультурное развитие Нижнего Поволжья». – Волгоград, 2005. – С.155-163.
[6] Викторин В.М. Кто мы астраханцы? (У этнической карты области) // Астраханские известия. Март-октябрь 1994.
[7] Небольсин П.И. Очерки Волжского низовья. СПб, 1852. С.147.
[8] Информатор И.Х.Уразмухамедов, 1927 г.р.
[9] Об этом подробно см. Идрисов Э.Ш. Ногайско-казахские историко-культурные связи и современные отношения // Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки: Материалы Всероссийской научной конференции. Астрахань, 17 апреля 2010 г. Астрахань, 2010. С. 158-161.
[10] Викторин В.М. Субэтносоциум «нугай-казак» на границе Западного Казахстана и Нижнего Поволжья: парадоксы взаимодействия тюркских этносов // Сарепта: Историко-этнографический вестник. Вып. 2. Волгоград, 2006. С. 52-59.
[11] Викторин В.М. Там же. С. 56.
[12] ГААО. Ф.394. Оп.1.Д.4372.Л.1.
[13] Викторина В. М. Указ. Соч. С. 57.
[14] Курумбаев Н. Этнические группы Букеевской Орды // Материалы XXXVIII Урало-Поволжской археологической студенческой конференции. Астрахань, 2006. С.254.
[15] Известно, что султан Букей Нуралиев завещал похоронить себя рядом с могилой ногайского святого Сейд Бабы. При жизни они часто общались, Сейд Баба оказывал духовную и лечебную помощь Букей Нуралиеву.
[16] Викторин в.М. Кто мы астраханцы? (У этнической карты области) // Астраханские известия. Март-октябрь 1994; Сызранов А.В. Этносы и этнические группы Астраханской области: справочное пособие. Астрахань, 2008. С. 29-30.
[17] Кидирниязов Д.С. Взаимоотношение ногайцев с народами Северо-Восточного Кавказа в XVI – начале XX вв. – Махачкала, 2008. – С. 214.
[18] Идрисов Ю.М. Ногайцы в Терско-Сулакском междуречье // Историко-этнографический альманах "De Caucaso". – Карачаевск, 2009. – С 51-61.
[19] См. например: Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры. – Ставрополь, 2009. – 464 с.

Эльдар Идрисов - руководитель центра ногайской культуры «Эдиге»

 
[назад к новостям]
 
главная история литература личности новости родина мой род фото

 Обратная связь ! 
   
 
        Сообщение [предложение, замечание]:
  Ваше имя и фамилия:  
  Ваш e-mail
  Ваш url:
  Ваше фото:[если есть!]
 Ногайский информационный сайт "Ногай шоьлим" ©2003-2012 г.                                      web-master
   
   
   
Hosted by uCoz